Влюбленная в небо

В Историческом парке «Россия – моя история» начала работу выставка «Женское лицо Победы. Валентина Гризодубова». Мультимедийная экспозиция открылась накануне 9 мая в рамках проекта «Творцы Великой Победы» и будет работать до 23 мая.

По словам председателя регионального отделения «Союза женщин России – Женского альянса» Елены Калининой, уже в течение года по инициативе альянса в разных городах проходят акции, посвященные представительницам прекрасного, но отнюдь не слабого пола, которые сражались на фронтах Великой Отечественной. Открытие экспозиции стало также началом еще одного проекта: в Петербурге немало улиц, школ, предприятий, университетов, так или иначе связанных с именами женщин, прошедших сквозь пламя сражений, отметила Елена Ивановна. Увековечиванию их памяти и будет посвящен очередной проект альянса. По задумке организаторов в октябре накануне III Евразийского форума планируется открытие экспозиции «Их именами названы…».

Сама же выставка знакомит посетителей с поистине удивительными страницами биографии легендарной летчицы, имя которой наверняка многие связывают исключительно с Великой Отечественной войной. Между тем Валентина, родившаяся в Харькове, не меньше, чем физику и математику, страстно любила музыку и литературу: ее мама обладала прекрасным голосом, а отец и дед были неплохими пианистами. Неудивительно, что Гризодубова окончила технологический институт, летную школу и – консерваторию.

А летала девочка с самого раннего возраста: папа – известный изобретатель и конструктор в два с половиной года привязал дочку к себе ремнями и взмыл в небо. Такое времяпровождение чрезвычайно понравилось юной «летчице» и впоследствии они не раз прогуливались по небесным дорожкам вместе с папой. А в 14 лет Валя взлетела самостоятельно: на слете планеристов в Коктебеле, где, к слову, она познакомилась будущим конструктором самолетов Сергеем Илюшиным и совсем молодым изобретателем Сергеем Королевым.

Консерватория – консерваторией, но захватывающие дух путешествия по облакам, конечно, перевесили: Валиным кумиром была дочь генерала, выпускница Мариинского училища Лидия Зверева, ставшая первой в России женщиной-авиатором.

Валентина продолжила дело Зверевой, став достойной своего кумира женщиной-легендой. За три месяца – вместо года – она окончила обучение в харьковском аэроклубе, а затем в пензенской школе летчиков–инструкторов. И в 19 всего лишь лет сама уже давала путевку в небо воспитанникам тульской школы Осовиахима. Рассказывают, что во время учебных тренировок Валентина выходила на крыло самолета, проходила по нему от начала и до конца, при этом преподавая азы полетов и напевая любимые песни.

Восемьдесят шесть птенцов вылетели из ее гнезда, отважно вступая в схватки в небе над Испанией, в боях на Халкинголе и в Великую Отечественную.

Тем не менее, физики и лирики не устраивали дебаты в душе Валентины: она умудрялась успешно сочетать любовь к технике и творчеству – пропагандистскому. В 1934 году Гризодубова стала летчиком-агитатором в особой эскадрилье имени Максима Горького. Агитсамолеты не только впечатляли размерами, но и были прекрасно оснащены: громкоговорителями, фотолабораториями, небольшой электростанцией, с помощью которой работала типография – в ней за час можно было напечатать до 10 тысяч агитационных листовок.

А 1937 год стал особенным в жизни летчицы: она устанавливает сразу пять мировых авиационных рекордов. Но, пожалуй, самым впечатляющим в сентябре 1938 был беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток. В экипаже ее АНТ-37 «Родина» были еще две женщины – Полина Осипенко и Мария Раскова. Менее чем за двадцать семь часов самолет пролетел 6450 километров. Полет был не просто легендарным, но очень опасным: подлетая к Охотскому морю, экипаж остался без радиосвязи и совершил экстренную посадку в тайге на озере. Десять дней и две шоколадки на троих – их обнаружили, когда шла вторая неделя поисков. За этот полет весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны она не только сражалась с врагом в небе в качестве командира мужского полка дальней авиации, но и возглавляла Антифашистский комитет советских женщин, в этом году отмечается 80 лет со дня его создания. «Наша матушка» — так ее называли летчики. А было «матушке» всего-то 32 года. Валентина Степановна командовала полком дальней авиации, совершив к маю 1943 года около двухсот боевых вылетов.

После войны началась новая жизнь – мирная, но не менее активная: Валентина Степановна – замначальника НИИ–17 (будущего института приборостроения), принимает участие в испытательных полетах, создает научно-исследовательский летно-испытательный центр на аэродроме в Солнцево. На ее груди зажглась еще одна звезда – Звезда Героя Социалистического труда.

В память о легендарной летчице называют улицы и школы, открывают памятники и мемориалы, учреждают награды и медали, но, пожалуй, самый трогательный, самый «женский» символ необыкновенной жизни Валентины Гризодубовой оставил фронтовик Леонид Колесников: он вывел особый сорт сирени, лепестки которой напоминают лопасти самолета…