Мониторинг реализации комплекса мероприятий проекта и достижения результатов за период с 01.10.2019 по 30.11.2020

По итогам реализации проекта члены Координационного совета провели мониторинг эффективности проекта.

За период реализации проекта за социальным сопровождением к специалистам обратилось 89 женщин целевой группы, в том числе:

Беременные женщины -41;

Женщины, имеющие малолетних детей – 48.

За социальным сопровождением обратились  впервые – 65 женщин, повторно – 24 женщины.

Основу целевой группы составляют женщины из неблагополучных семей, женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации, трудовые мигранты, маргинальные категории, а также молодые женщины, приезжающие из других регионов, чтобы родить и отказаться от ребенка, тем самым избежать позора на родине.

Категории семей:

 — семья с детьми (или беременная женщина), находящаяся в трудной жизненной ситуации — 34 человека;

— семья с низким уровнем дохода  — 28 человек;

— к  семьям с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей -24 человека;

— семья с ребенком – инвалидом- 14 человек;

— многодетная семья – 11 человек.

Из опрошенных женщин имеют: 1 ребенка — 33, 2-3 ребенка — 37, более 3-х детей — 4.

Выявленные проблемы женщин (семей):

Беременность и роды (психологические – мотивация на рождение, комплекс беременности, страх; медицинские) – 6;

Взаимоотношения с социальным окружением —  23;

Детско-родительские отношения – 23;

Жестокое обращение, пренебрежение нуждами, насилие (психологическое, сексуальное) Информированность социально-правового характера — 28;

Занятость (трудоустройство, обучение) -11;

Информированность социально-правового характера  — 34;

Личностные психологические -11;

Организации досуга (кружки, секции) — 2

Поведение детей (в т.ч. девиации) –6;

Правового характера – 48;

Психоэмоциональные (депрессия, нервоз, тревожность, утраты, стресс, и пр.) -43

Правового характера -38

Профориентация –1;

Родительская депривация, уклонение от воспитания и содержания детей, безнадзорность несовершеннолетнего – 18;

Родительская некомпетентность (недостаток знаний и навыков воспитания) – 5;

Семейно-супружеские отношения, кризисы, конфликты – 30;

Социально-бытовые, жилищные проблемы – 30;

Социальное неблагополучие, дезадаптация, асоциальность –5;

Социально-экономические, материальные проблемы -24;

суицидального характера –4;

уголовно-исполнительные (в т.ч. делинквентность, постановка в КДН, УДО, отбывание наказания) –2;

школьная дезадаптация (освоение программы, дисциплина) –8.

На основе анализа результатов проведен ряд экспертных консультаций, разработаны методики по работе с различными типами женщин.

Виды оказанной помощи:

Психологическое консультирование, коррекция, реабилитация, тренинги – 42;

Коррекция детско-родительских отношений -23;

Консультирование членов семьи по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное). Трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов – 58;

Оказание помощи в оформлении/переоформлении документов – 23;

Проведение индивидуальной (групповой) психотерапии –  12;

Получение медицинских и реабилитационных услуг —  9;

Лечение от алкогольной и наркотической зависимости – 1;

Содействие в обследовании у профильных специалистов –7;

Лечение и лекарственное обеспечение членов семьи –4;

Коррекция детско-родительских отношений –23;

Проведение индивидуальной (групповой) психотерапии –12;

Психологическое консультирование, коррекция, реабилитация, тренинги  — 42;

Повышение родительской компетенции –7;

Определение детей в группу продленного дня, дошкольное учреждение – 5;

Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми инвалидами, детьми ОВЗ – 2;

Профессиональное обучение родителей -3;

Организация досуга семьи (клуб, экскурсии, поездки, праздники и пр.) – 7;

Профессиональная ориентация несовершеннолетних, их профессиональное обучение – 5;

Оказание помощи в оформлении/переоформлении документов –23;

Консультирование членов семьи по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное). Трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов –58;

Получение материальной помощи (в натуральной форме) –13;

Оформление мер социальной поддержки –22;

Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей –11;

Содействие в разрешении материальных вопросов –24;

Трудоустройство членов семьи –9;

Другие –12.

 

Женщины  узнали о возможности получения социального сопровождения:

— от родственников, знакомых, соседей -11;

— из СМИ (телевидение, интернет, газеты, радио) -28;

 — предложили специалисты социальных служб -40;

— предложили специалисты других служб -10.

Использование социальных технологий и практик работы при осуществлении социального сопровождения семей с детьми

В рамках проекта при оказании необходимой помощи женщинам целевой группы специалистами использовались социальные технологии и практики, в том числе: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация.  Для клиенток проводился курс индивидуальных психологических занятий по программе, оказывалась необходимая юридическая помощь в решении конкретных задач, осуществлялось сопровождение семьи (посещения, консультирование членов семьи, разъяснительная работа, наблюдение и оценка).  

Со всеми клиентками проекта был разработан индивидуальный план выхода из кризисной ситуации, включающий в себя серию психокоррекционных консультаций (не менее 8-10), направленных на коррекцию внутренних установок, приведших к кризисной ситуации в семье  и формированию способности к самостоятельному поиску конструктивных решений.

При работе со сложностями во взаимоотношениях с членами семьи использовались методы арт-терапии для поиска общих интересов и налаживания взаимопонимания, также эффективно применялись методы телесно-ориентированной и позитивной психотерапии, направленные на коррекцию внутрисемейных связей.

При работе с запросом связанным с созависимым поведением, проводился совместный с клиентками анализ внутренних причин возникновения созависимого поведения. На основе анализа был сформирован план индивидуальных психокорреционных консультаций с использованием методов рационально-эмотивной психотерапии (для коррекции чувства вины и стыда), метод расстановок по Хеллингеру (для определения себя во внутрисемейных отношениях и формирования экологичного образа семьи), телесно-ориентированной терапии (для определения личностных границ).

Доля семей, отметивших улучшение ситуации в результате социального сопровождения и участия в мероприятиях проекта (на основании опроса) – 78% (69 семей из 89).

В ходе мониторинга зафиксированы также следующие проблемы: в 22% случаев специалистам не удается убедить женщину оставить ребенка. Так, например, женщина, обратившаяся за помощью в результате работы психологов, сохранила ребенка. Однако, позже, на фоне сложных взаимоотношений в семье и случившегося развода она обвиняет психологов в том, что они помешали ей принять решение и избавиться от ребенка. Этот пример подчеркивает, что каждый случай носит уникальный характер и требует индивидуального подхода со стороны специалистов, учета психотипа женщины, а также комплекса ее жизненных обстоятельств. У многих женщин с новорожденными и малолетними детьми отсутствует оборудование для дистанционного обучения и нет возможности самостоятельно организовать присмотр за детьми, поэтому было принято решение проводить обучение непосредственно в кризисных центрах для женщин, где они пребывают вместе с детьми. Учитывая финансовые сложности женщин целевой группы, а также отсутствие регистрации у ряда категорий, организационная работа по содействию решению вопросов в социальных и благотворительных организациях необходима, но требует больших временных затрат.

В целом, анализ результатов реализации проекта показывает, что система поддержки ответственного родительства в молодых семьях нуждается в структурных, институциональных и культурных изменениях на государственном уровне.

Повышение рождаемости и качества жизни семей с детьми — важнейшая цель преодоления демографического кризиса.

В связи с этим семейно-демографическая политика должна быть нацелена не только на повышение престижа материнства и отцовства, семейного образа жизни, но и на государственную и общественную поддержку молодых родителей с детьми, адекватную их потребностям с целью усиления внутренних и внешних ресурсов семьи.

Координатор проекта                                                             И.А. Максимова